Онлайн-калькулятор ERP-проектов 1С
Рассчитайте стоимость проекта 1С за 1 минуту — онлайн и без регистрации!
Разработан экспертами c 15-летним опытом внедрения ERP-систем 1С

Производственный консалтинг или как подготовиться к внедрению проекта 1С

Производственный консалтинг или как подготовиться к внедрению проекта 1С
Производственный консалтинг — это экспертная точка зрения на происходящие процессы с различным фокусом внимания. К примеру, нужно уменьшить трудозатраты на производство продукции — фокусом внимания становится физика производства и фактор времени при технологическом процессе; нужно уменьшить себестоимость — фокус внимания переводится на подробное изучение затрат; нужно увеличить продажи — фокус переводится на работу с рынками сбыта и маркетинг и т. д.

Сегодня наш фокус внимания будет ориентирован на автоматизацию и цифровизацию компаний.
Правильная подготовка к проекту увеличивает шансы его успешного внедрения на 50%, позволяет сократить время внедрения на 25% и уменьшить затраты.
Как правило, к мысли о необходимости автоматизации или развитии исторической системы приводят проблемы и требования бизнеса, которые трудно или невозможно удовлетворить на существующем уровне автоматизации:
  • Нужно гибкое планирование производства;
  • Хотим вести учет доходов и расходов по проектам и сделкам;
  • Нужно отслеживать поставки на всем протяжении времени;
  • Нужно внедрить учет госзаказов;
  • Требуется планирование перевозок;
  • Необходимо ведение продаж со множеством разрезов учета;
  • Внедрение управленческого учета;
  • Добавить еще три аналитики в отчеты;
  • Необходимо вести материальную себестоимость и полную тоже;
  • Т. д и т. п.

Тут же подливает масло в огонь и отдел ИТ:
  • Дорабатывать дальше нашу систему просто опасно, она может рухнуть;
  • Слишком дорого обходится;
  • Обновить не можем, остатки разъезжаются;
  • Чтобы эти интеграции поддерживать нам нужно еще 10 человек;
  • Что вы хотите, система морально устарела еще 5 лет назад;
  • И т.д и т.п

И вот решение принято — нужно внедрить комплексную систему автоматизации уровня ЕРПИ, но тут появляется новый пул вопросов:
  • А сколько времени это займет;
  • А сколько это будет стоить;
  • А нам ведь не придется что-то делать или менять, наймем франчайзи и пусть внедряют;
  • А как начать.

Вот на этот последний вопрос мы с вами и попробуем дать ответ — «А как начать?».
Для успешного проекта автоматизации должна быть проведена достаточно большая подготовительная работа:
1. Подготовлена база нормативно-справочной информации;
2. Разработаны правила отражения затрат и расчета себестоимости;
3. Зафиксированы требования к будущей системе.

Эти подготовительные работы могут быть проведены своими силами или силами нанятых специалистов, но очень важно четко понимать те результаты, которые будут получены при условии их выполнения и ту ценность, которую они несут. Давайте разберем каждый пункт и его влияние на бюджет и время проекта.

Подготовка базы нормативно-справочной информации

Часто на проектах автоматизации мы сталкиваемся с такой ситуацией:
Накоплена база данных справочной информации и большое количество проблем:
  • Неактуальные данные;
  • Задвоение данных;
  • Не до конца заполненные аналитики и признаки;
  • Отсутствие систематизации;
  • Множество точек ввода;
  • Отсутствие ответственных за полноту и правильность внесения новой информации;
  • Нерегламентированная работа с названиями номенклатуры поставщиков;
  • Частичное ведение партионного учета;
  • Не соблюдаются правила систем хранения данных;
  • Отсутствие автоматических проверок данных для взаиморасчетов (неправильные ИНН и КПП для контрагентов).
  • Пр…

При этом времени на исправление и нормализацию данных в организации выделить не готовы или просто не хватает людей. Оправдание звучит, как правило, так — перенесем как есть, а потом проведем работу по выравниванию данных. В результате все «исторические» беды переходят в новую систему.
При таком подходе более 40% проектов заканчиваются неудачным внедрением и не достигают поставленных целей, а 20% - даже не доходят до завершения.
Для того, чтобы избежать таких проблем, перед началом проекта необходимо разработать методику построения архитектуры НСИ, в которой полностью будут регламентированы все правила отражения и заполнения основных справочников системы (от номенклатурных до взаиморасчетных), выстроено их взаимодействие между собой и отражение в будущей отчетности. Также в методике отражают правила для построения обменов между системами и мейпинга данных. Выделяют наборы характеристик и признаков для более глубокой аналитики данных. Утверждают регламент ввода данных в «одно окно», выделяют систему мастер-данных, назначают конкретных ответственных за ведение справочников.

Примерный план разработки методики НСИ для системы уровня ERP:
  • Разработка структуры предприятия (ЦФО);
  • Разработка структуры видов номенклатуры;
  • Разработка распределения характеристик и сведений;
  • Разработка правил партионного учета;
  • Разработка правил ведения номенклатуры поставщиков;
  • Разработка схемы работы складов;
  • Разработка правил ввода данных о партнерах/контрагентах;
  • Разработка правил использования соглашений и договоров;
  • Разработка структуры статей движения денежных средств.
Комплексная автоматизация предприятий на базе 1С:ERP. Аудит рамок проекта за 0 ₽

Разработка правил отражения затрат и расчета себестоимости

Расчет себестоимости и получение финансового результата является конечной целью комплексной автоматизации производственных и проектных организаций. На пути к этой цели, предприятия часто сталкиваются со сложностями:
  • Расчет себестоимости не подкреплен первичными данными;
  • Необходимые данные не вносятся в нужное, ограниченное количество времени (в основном относится к предприятиям с ежедневным расчетом себестоимости);
  • Хочется иметь сразу несколько расчетов (плановый, полный, материальный, маржинальный и т. д);
  • Нет учетной политики управленческого учета;
  • Необходим поэтапный расчет;
  • Не хватает баз для распределения затрат;
  • Не хватает аналитик для анализа;
  • Нет подробных спецификаций и технологического процесса в системе;
  • Нет возможности вести доходы и расходы в рамках конкретных проектов;
  • Т.д.

Разобраться можно с помощью разработки состава аналитических справочников и закрепления способов и правил распределения расходов при расчете себестоимости, фиксации отчетных форм по расчету себестоимости и набора целевых показателей. При таком подходе сделать настройки для расчета себестоимости смогут даже простые операторы 1С или ответственные бухгалтера. Разработанная методика позволяет на 100% гарантировать необходимый согласованный результат внедрения, где заранее сформулированы все подходы, смоделированы ситуации и ясно отражены все ограничивающие факторы.

Примерный план разработки методики расчета себестоимости для системы уровня ERP:
  • Разработка структуры себестоимости продукции;
  • Формализация структуры предприятия;
  • Разработка структуры справочника «Статьи калькуляции»;
  • Разработка структуры справочника «Статьи расходов»;
  • Методология включения прямых расходов в себестоимость продукции;
  • Методология включения накладных переменных расходов в расчет себестоимости продукции;
  • Методология учета накладных постоянных расходов для финансового результата от реализации произведенной продукции;
  • Описание правил реклассификации расходов;
  • Подготовка пакета отчетности по расчету плановой и фактической себестоимости продукции;
  • Создание набора целевых показателей эффективности по блоку учета затрат и расчета себестоимости продукции.

Фиксация требований к будущей системе

Для новой системы очень важно собрать как можно больше пользовательских пожеланий, а затем проработать их и сформировать «Реестр требований».

В реестре требования четко разделяются по отделам, ответственным и приоритетам. Также все требования проверяются на противоречивость, и в случае выявления таких, проводится работа по согласованию или их снятию. Это важная работа, так как на ее основании будут проводиться оценки проекта и формироваться планы моделирования.

Необходимо понимать, что «пользовательские требования» — это пожелания пользователей и они могут быть сформулированы не полностью или приблизительно, в Реестре же они должны быть проработаны и отвечать следующим основным правилам:
  • Требование должно быть полным;
  • Требование должно быть непротиворечивым;
  • Требование должно быть недвусмысленным;
  • Требование должно быть понятным;
  • Требование должно быть поддающимся проверке;
  • Требование должно быть упорядоченным по важности и стабильности.

Также в Реестре должна быть отражена классификация требований:
  • Требования к функциональности ПО;
  • Требования нефункциональные к ПО;
  • Ограничивающие требования.

Казалось бы, эту работу можно провести собственными силами и в кратчайшие сроки, но на пути возникают преграды:
  • Синдром «Да, Но» — будет всегда, главная задача выяснить все или большинство «НО».
  • Синдром «неоткрытых руин» — чем больше найдено требований, тем сильнее кажется, что это еще не все.
  • Синдром «пользователя и разработчика» — как правило, сбором таких требований занимаются сотрудники ИТ-отдела, а они и ответственные со стороны бизнеса принадлежат к различным мирам, говорят на разных языках и имеют различный опыт, мотивацию и цели.

Для борьбы с этими преградами сбор требований должен проводиться обязательно с привлечением бизнес-аналитиков и использоваться разные формы — анкетирование, интервьюирование, регулярные совещания и пр.

Правильно разработанный «Реестр пользовательских требований» сокращает необходимое время на предпроектное обследование, позволяет выявить все «тонкие» места между разными функциональными областями учета, вскрыть проблемы коммуникаций между разными отделами и выявить непосредственно ответственных сотрудников, из которых потом формируется проектная команда Заказчика.


В заключение хочется повторить, что правильно выполненная и в полном объеме подготовка к проекту увеличивает шансы его успешного внедрения на 50% и позволяет сократить время внедрения на 25%, а, следовательно, уменьшить затраты.
Внедрение 1С:ERP от команды экспертов. Примеры успешных проектов

Заказать консультацию по внедрению 1С

Мы независимы от 1С и поэтому можем честно оценивать возможности программ. Подберём для вашего бизнеса по‑настоящему оптимальное решение
Другие статьи
Оставить заявку на консультацию эксперта
Заказ обратного звонка
Реальные кейсы AI на промышленных предприятиях
При поддержке
Бесплатно
Онлайн-митап
17:00
16 декабря