Онлайн-калькулятор ERP-проектов 1С
Рассчитайте стоимость проекта 1С за 1 минуту — онлайн и без регистрации!
Разработан экспертами c 15-летним опытом внедрения ERP-систем 1С

Производственный консалтинг или как подготовиться к внедрению проекта 1С

Производственный консалтинг или как подготовиться к внедрению проекта 1С
Производственный консалтинг — это экспертная точка зрения на происходящие процессы с различным фокусом внимания. К примеру, нужно уменьшить трудозатраты на производство продукции — фокусом внимания становится физика производства и фактор времени при технологическом процессе; нужно уменьшить себестоимость — фокус внимания переводится на подробное изучение затрат; нужно увеличить продажи — фокус переводиться на работу с рынками сбыта и маркетинг и т. д.

Сегодня наш фокус внимания будет ориентирован на автоматизацию и цифровизацию компаний.
Правильная подготовка к проекту увеличивает шансы его успешного внедрения на 50%, позволяет сократить время внедрения на 25% и уменьшить затраты.
Как правило, к мысли о необходимости автоматизации или развитии исторической системы приводят проблемы и требования бизнеса, которые трудно или невозможно удовлетворить на существующим уровне автоматизации:
  • Нужно гибкое планирование производства;
  • Хотим вести учет доходов и расходов по проектам и сделкам;
  • Нужно отслеживать поставки на всем протяжении времени;
  • Нужно внедрить учет госзаказов;
  • Требуется планирование перевозок;
  • Необходимо ведение продаж со множеством разрезов учета;
  • Внедрение управленческого учета;
  • Добавить еще три аналитики в отчеты;
  • Необходимо вести материальную себестоимость и полную тоже;
  • Т. д и т. п.

Тут же подливает масло в огонь и отдел ИТ:
  • Дорабатывать дальше нашу систему просто опасно, она может рухнуть;
  • Слишком дорого обходится;
  • Обновить не можем, остатки разъезжаются;
  • Чтобы эти интеграции поддерживать нам нужно еще 10 человек;
  • Что вы хотите, система морально устарела еще 5 лет назад;
  • И т.д и т.п

И вот решение принято — нужно внедрить комплексную систему автоматизации уровня ЕРПИ, но тут появляется новый пул вопросов:
  • А сколько времени это займет;
  • А сколько это будет стоить;
  • А нам ведь не придется что-то делать или менять, наймем франчайзи и пусть внедряют;
  • А как начать.

Вот на этот последний вопрос мы с вами и попробуем дать ответ — «А как начать?».
Для успешного проекта автоматизации должна быть проведена достаточно большая подготовительная работа:
1. Подготовлена база нормативно-справочной информации;
2. Разработаны правила отражения затрат и расчета себестоимости;
3. Зафиксированы требования к будущей системе.

Эти подготовительные работы могут быть проведены своими силами или силами нанятых специалистов, но очень важно четко понимать те результаты, которые будут получены при условии их выполнения и ту ценность которую они несут. Давайте разберем каждый пункт и его влияние на бюджет и время проекта.

Подготовка базы нормативно-справочной информации

Часто на проектах автоматизации мы сталкиваемся с такой ситуацией:
Накоплена база данных справочной информации и большое количество проблем:
  • Не актуальные данные;
  • Задвоение данных;
  • Не до конца заполненные аналитики и признаки;
  • Отсутствие систематизации;
  • Множество точек ввода;
  • Отсутствие ответственных за полноту и правильность внесения новой информации;
  • Нерегламентированная работа с названиями номенклатуры поставщиков;
  • Частичное ведение партионного учета;
  • Не соблюдаются правила систем хранения данных;
  • Отсутствие автоматических проверок данных для взаиморасчетов (не правильные ИНН и КПП для контрагентов).
  • Пр…

При этом времени на исправление и нормализацию данных в организации выделить не готовы или просто не хватает людей. Оправдание звучит, как правило так — перенесем как есть, а потом проведем работу по выравниваю данных. В результате все «исторические» беды переходят в новую систему.
При таком подходе более 40% проектов заканчиваются неудачным внедрением и не достигают поставленных целей, а 20% - даже не доходят до завершения.
Для того, чтобы избежать таких проблем, перед началом проекта необходимо разработать методику построения архитектуры НСИ, в которой полностью будут регламентированы все правила отражения и заполнения основных справочников системы (от номенклатурных до взаиморасчетных), выстроено их взаимодействие между собой и отражение в будущей отчетности. Так же в методике отражают правила для построения обменов между системами и мейпинга данных. Выделяют наборы характеристик и признаков для более глубокой аналитики данных. Утверждают регламент ввода данных в «одно окно», выделяют систему мастер-данных, назначают конкретных ответственных за ведение справочников.

Примерный план разработки методики НСИ для системы уровня ERP:
  • Разработка структуры предприятия (ЦФО);
  • Разработка структуры видов номенклатуры;
  • Разработка распределения характеристик и сведений;
  • Разработка правил партионного учета;
  • Разработка правил ведения номенклатуры поставщиков;
  • Разработка схемы работы складов;
  • Разработка правил ввода данных о партнерах/контрагентах;
  • Разработка правил использования соглашений и договоров;
  • Разработка структуры статей движения денежных средств.
Комплексная автоматизация предприятий на базе 1С:ERP. Аудит рамок проекта за 0 ₽

Разработка правил отражения затрат и расчета себестоимости

Расчет себестоимости и получение финансового результата является конечной целью комплексной автоматизации производственных и проектных организаций. На пути к этой цели, предприятия часто сталкиваются со сложностями:
  • Расчет себестоимости не подкреплен первичными данными;
  • Необходимые данные не вносятся в нужное, ограниченное количество времени (в основном относится к предприятиям с ежедневным расчетом себестоимости);
  • Хочется иметь сразу несколько расчетов (плановый, полный, материальный, маржинальный и т. д);
  • Нет учетной политики управленческого учета;
  • Необходим поэтапный расчет;
  • Не хватает баз для распределения затрат;
  • Не хватает аналитик для анализа;
  • Нет подробных спецификаций и технологического процесса в системе;
  • Нет возможность вести доходы и расходы в рамках конкретных проектов;
  • Т.д.

Разобраться можно с помощью разработки состава аналитических справочников и закрепления способов и правил распределения расходов при расчете себестоимости, фиксации отчетных форм по расчету себестоимости и набора целевых показателей. При таком подходе сделать настройки для расчета себестоимости смогут даже простые операторы 1С или ответственные бухгалтера. Разработанная методика позволяет на 100% гарантировать необходимый согласованный результат внедрения, где заранее сформулированы все подходы, смоделированы ситуации и ясно отражены все ограничивающие факторы.

Примерный план разработки методики расчета себестоимости для системы уровня ERP:
  • Разработка структуры себестоимости продукции;
  • Формализация структуры предприятия;
  • Разработка структуры справочника «Статьи калькуляции»;
  • Разработка структуры справочника «Статьи расходов»;
  • Методология включения прямых расходов в себестоимость продукции;
  • Методология включения накладных переменных расходов в расчет себестоимости продукции;
  • Методология учета накладных постоянных расходов для финансового результата от реализации произведенной продукции;
  • Описание правил реклассификации расходов;
  • Подготовка пакета отчетности по расчету плановой и фактической себестоимости продукции;
  • Создание набора целевых показателей эффективности по блоку учета затрат и расчета себестоимости продукции.

Фиксация требований к будущей системе

Для новой системы очень важно собрать как можно больше пользовательских пожеланий, а затем проработать их и сформировать «Реестр требований».

В реестре требования четко разделяются по отделам, ответственным и приоритетам. Так же все требования проверяются на противоречивость, и в случае выявления таких, проводится работа по согласованию или их снятию. Эта важная работа, так как на ее основании будут проводиться оценки проекта и формироваться планы моделирования.

Необходимо понимать, что «пользовательские требования" — это пожелания пользователей и они могут быть сформулированы не полностью или приблизительно, в Реестре же они должны быть проработаны и отвечать следующим основном правилам:
  • Требование должно быть полным;
  • Требование должно быть непротиворечивым;
  • Требование должно быть недвусмысленным;
  • Требование должно быть понятным;
  • Требование должно быть поддающимся проверке;
  • Требование должно быть упорядоченным по важности и стабильности.

Так же в Реестре должна быть отражена классификация требований:
  • Требования к функциональности к ПО;
  • Требование нефункциональные к ПО;
  • Ограничивающие требования.

Казалось бы, эту работу можно провести собственными силами и в кратчайшие сроки, но на пути возникают преграды:
  • Синдром «Да, Но." — будет всегда, главная задача выяснить все или большинство «НО».
  • Синдром «неоткрытых руин" — чем больше найдено требований, тем сильнее кажется, что это еще не все.
  • Синдром «пользователя и разработчика" — как правило сбором таких требований занимаются сотрудники ИТ-отдела, а они и ответственные со стороны бизнеса принадлежат к различным мирам, говорят на разных языках и имеют различный опыт, мотивацию и цели.

Для борьбы с этими преградами сбор требований должен проводиться обязательно с привлечением бизнес-аналитиков и использоваться разные формы — анкетирование, интервьюирование, регулярные совещания и пр.

Правильно разработанный «Реестр пользовательских требований» сокращает необходимое время на предпроектное обследование, позволяет выявить все «тонкие» места между разными функциональными областями учета, вскрыть проблемы коммуникаций между разными отделами и выявить непосредственно ответственных сотрудников, из которых потом формируется проектная команда Заказчика.


В заключении хочется повторить, что правильно выполненная и в полном объеме подготовка к проекту увеличивает шансы его успешного внедрения на 50% и позволяет сократить время внедрения на 25%, а, следовательно, уменьшить затраты.
Внедрение 1С:ERP от команды экспертов. Примеры успешных проектов

Заказать консультацию по внедрению 1С

Мы независимы от 1С и поэтому можем честно оценивать возможности программ. Подберём для вашего бизнеса по‑настоящему оптимальное решение
Другие статьи
Оставить заявку на консультацию эксперта
Заказ обратного звонка